Маргарита Александровна Барская
Маргарита Александровна Барская
1903-1939
Кинорежиссёр, драматург, актриса, теоретик кино. Основоположник детской кинематографии в нашей стране.
Родилась в Баку, в семье шляпницы. После окончания в 1922 году Азербайджанской/русской/ драматической студии получает приглашение в гастрольный театр "Красный факел", находившийся в то время в Баку, и вскоре занимает в нем ведущее положение. Большинство ролей, которые она играла, были детские. Уже с тех пор начавшиеся систематические наблюдения за ребёнком положили основу тому интересу, который позже вылился в сознательное желание работать именно в детской кинематографии.
Год спустя Барская оставляет "Красный факел" и уезжает в Одессу, где поступает в Госдраму. Очень скоро ей предлагают заключить договор с Одесской кинофабрикой. Там она знакомится с родоначальником русской кинематографии П.И Чардыниным, становится его ученицей, а затем женой. Она снимается в нескольких фильмах украинских кинематографистов: "Тарас Трясило", "Ягодки любви "/фильм режиссёра А. Довженко/. И др.
В 1929 году после развода с П.И. Чардыниным, переезжает в Москву. Там она организует детскую секцию при АРКК/Ассоциации революционных работников кинематографа/ и избирается её председателем. Затем работается на киностудии и "Межрабпром-Русь"/ позднее "Союз-детфильм"/.
В начале тридцатых годов по своему сценарию М.Барская создаёт первый детский фильм "Рваные башмачки", вышедший на экран в 1933 году, несмотря на сопротивление администраторов - перестраховщиков. Действие фильма происходит в Германии накануне прихода нацистов к власти.
"Рваные башмачки" вошли в золотой фонд отечественной и мировой киноклассики. Фильм обошёл экраны многих стран, получил высокую оценку М. Горького и Р.Роллана. "Нью-Йорк таймс" предсказывала его создательнице большое будущее в кинематографии. Имя Маргариты Барской становится широко известно в мире кино.
Однако удавка сталинского казарменного социализма, все туже затягивающая страну, не способствовала творчеству. От художника требуют только одно-приспособленчество.
И случилось то, что должно было случиться. Режиссёра переполняют творческие планы, но реализовать их ей упорно не дают.
Наконец-то Барской удаётся отснять фильм "Отец и сын", посвящённый духовно-воспитательной теме. Это было 1937 году.
На общем собрании коллектива студии "Союздетфильм", на котором требовалось принять очередную резолюцию "Смерть врагам народа", Маргарита Александровна поднимает руку против, прекрасно осознавая, что подписывает приговор себе. После собрания-вызов на Лубянку, где женщина ведёт себя достойно, категорически отказавшись кого-либо оговорить или что-либо подписать. Происходит "чудо"- Барской подписывают пропуск на выход, но её творческая жизнь окончена. Увольнение с работы, исключение из Союза писателей и отовсюду, откуда возможно, и постоянная угроза ареста. Вокруг неё создаётся настоящий "вакуум". Кинофильм "Отец и сын" объявляется антисоветским и находит своё место в 'спецхране".
В 1939 году Маргарита Александровна Барская, измученная "пыткой ожидания" и лишенная средств к существованию, покончила с собой.
Похоронена М. Барская в Москве на новом Донском кладбище.
Приложения:
[Статья из газеты "Алфавит" выпуск # 46, 2000г.]
[Воспоминания о Маргарите Барской, написанные её младшей сестрой Барской Евгенией Михайловной]